Схема переключения передач КамАЗа: особенности и рекомендации

Содержание
  1. Начало движения: на какой скорости трогаться?
  2. Zf 16s1650 (16s1820) ecosplit
  3. Zf 9s1310 ecomid
  4. Видео «кпп на автомобиле камаз»
  5. Во время заноса
  6. Для разгона автомобиля камаз схема переключения будет следующая:
  7. Инструкция по переключению кпп
  8. Как включить задний ход?
  9. Как правильно переключать скорости?
  10. Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
  11. Модель 14
  12. Модель 15
  13. Модель 161
  14. Модель zf
  15. На подъеме
  16. На спуске
  17. Обледенелые участки
  18. Ошибки и рекомендации при эксплуатации кпп
  19. Правила переключения в разных условиях
  20. Схемы устройства коробок передач
  21. Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз 14 модели
  22. Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз 16 модели
  23. Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз модели zf
  24. Талица: передаточные отношения коробок передач камаз 15 модели
  25. Управление на оледенелой дороге
  26. Экономичный режим управления:
  27. Эксплуатация автомобилей камаз 65115

Начало движения: на какой скорости трогаться?

После того, как двигатель запущен и мотор начал работать, движение должно начинаться на пониженной передаче. Трогаясь с места, включать скорость нужно только при выключенном сцеплении.

На трансмиссиях автомобилей КамАЗ схема включения передачи производится в определенной последовательности:

  1. На первом этапе после начала движения нужно включить передачу 1В (повышенный режим первой скорости).
  2. При увеличении скорости рычаг переводится в режим 2В.
  3. На последнем этапе троганья с места производится активация передачи 3В.

Соответственно, на главной коробке не нужно трогать рычаг до четвертой скорости. Чтобы начать езду, необходимо увеличить уровень частоты вращения коленчатого вала до 7 тысяч оборотов в минуту.

Важно знать

Переход на вторую передачу во время движения возможен только после того, как количество оборотов на тахометре составит 3 тыс/мин.

Zf 16s1650 (16s1820) ecosplit

  • Количество передач — 16
  • Крутящий момент – 1850 Нм.
  • Передаточное отношение: 1-я – 16,47;
  • 2-я – 13,79;
  • 3-я – 11,32;
  • 4-я – 9,48;
  • 5-я – 7,79;
  • 6-я – 6,52;
  • 7-я – 5,48;
  • 8-я – 4,58;
  • 9-я – 3,59;
  • 10-я – 3,01;
  • 11-я – 2,47;
  • 12-я – 2,07;
  • 13-я – 1,70;
  • 14-я – 1,42;
  • 15-я – 1,20;
  • 16-я – 1,0;
  • задний ход 1 – 15,42;
  • задний ход 2 – 12,91;
  • Масса – 290 кг.
  • Давление воздуха – 10 бар.
  • Угол наклона – 3 град.
  • Цена – от 160 т.р. за восстановленную.
  • Zf 9s1310 ecomid

    • Количество передач — 9
    • Крутящий момент – 1300 Нм.
    • Передаточное отношение: 1-я – 9,48;
    • 2-я – 6,58;
    • 3-я – 4,68;
    • 4-я – 3,48;
    • 5-я – 2,62;
    • 6-я – 1,89;
    • 7-я – 1,35;
    • 8-я – 1,00;
    • 9-я – 0,75;
    • задний ход – 8,97
  • Масса – 190 кг.
  • Давление воздуха – 10 бар.
  • Угол наклона – 3 град.
  • Цена:
  • Восстановленная – 240 тыс.руб.
  • Применимость: Камаз 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.
  • Видео «кпп на автомобиле камаз»

    Вы сможете просмотреть как нужно переключать КПП в Камазе во всех подробностях.

    Во время заноса

    Правила использования коробки передач во время заноса:

    1. В такой ситуации не допускается выжимание педали сцепления, поскольку это приведет к более сильному развороту.
    2. Во время заноса нужно вывернуть рулевое колесо в его сторону. В частности, если корпус авто несет вправо, то руль, соответственно, прокручивается также вправо.
    3. Если во время заноса автомобиль буксует, необходимо прекратить передвижение и выключить работу моста дифференциала. Сам регулятор для выполнения этой задачи расположен на приборной комбинации. После отключения устройства на щитке отобразится соответствующий значок. Затем нужно начинать двигаться на повышенной передаче со второй скорости.
    4. После того, как водитель справится с заносом, необходимо включить дифференциал.

    Для разгона автомобиля камаз схема переключения будет следующая:

    1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В.

    Инструкция по переключению кпп

    Эксплуатация трансмиссии включает в себя три основных нюанса:

    • правильность начала движения;
    • особенности выбора и переключения скоростей;
    • использование задней передачи.

    Как включить задний ход?

    Задний ход нужно включать, выставив рычаг коробки в левое нижнее положение. Активация реверсивного хода не допускается во время езды или если автомобиль катится. Для включения задней передачи нужно полностью остановить транспортное средство, а затем выполнить маневр.

    Предлагаем ознакомиться  Как правильно подключить противотуманные фары через реле и кнопку

    Как правильно переключать скорости?

    После разгона порядок, при котором включаются скорости, будет таким:

    1. Производится переход на вторую пониженную ступень и активация четвертой скорости (4Н).
    2. Затем активируется первичная ступень, при этом скорость передвижения должна оставаться четвертой (4В).
    3. На следующем этапе нужно перейти на пониженную ступень и активировать пятую скорость (5Н).
    4. Затем водитель возвращается на повышенную ступень, но транспортное средство продолжает двигаться на пятой скорости (5В).

    Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:

    1. Синхронизаторы стали более усиленными.
    2. В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
    3. Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
    4. Шлицы в КПП также стали более усиленными.
    5. Схема управления доработана.
    6. Шлицевое крепление удалено.
    7. Высота зубьев увеличена.

    Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.

    Модель 14

    Особенности коробок передач:

    • авто, функционирующие «на механике» нового образца 14 имеют модификации 141, 142 и 144;
    • такие системы относятся к категории пятиступенчатых агрегатов, в которых расположены трехкодовые механизмы переключения;
    • включение передач производится удаленно с применением качающегося рычага;
    • такие коробки могут использоваться на самосвалах, а также одиночных транспортных средствах без прицепов.

    Данные КПП могут использоваться на следующих моделях:

    • 53215;
    • 53212;
    • 55111;
    • 5311;
    • 43114;
    • 5410;
    • 5320;
    • 55102;
    • 4308;
    • 4310 и др.

    Модель 15

    Особенности 15 моделей:

    • такие трансмиссии имеют модификации 152 и 154 и относятся к категории десятиступенчатых агрегатов;
    • устройство включает в себя пятиступенчатую коробку и двухступенчатый мотор с расположением спереди;
    • наличие делительного механизма увеличивает количество скоростей до 12 (10 передних и 2 задние)4
    • переключение передач производится дистанционно с использованием качающегося рычага, а включение делителя — пневмомеханическое (с применением выключателя на ручке);
    • в основном такая коробка передач стоит на тягачах, функционирующих в составе автопоездов.

    Эти трансмиссии могут использоваться на моделях:

    • 53215;
    • 44108;
    • 53212;
    • 55111;
    • 65115;
    • 5311;
    • 43114;
    • 43118;
    • 5350;
    • 5410;
    • 5320;
    • 55102;
    • 5511 и др.

    Модель 161

    Модель 161 относится к классу восьмиступенчатых трансмиссий, которая включает в себя 4-ступенчатую коробку, а также установленный сзади планетарный двухступенчатый демультипликатор. Последний используется для включения пониженной и прямой скоростей.

    Эти устройства применяются в основном на моделях:

    Однако установка возможно и на КамАЗы, оснащенные двигателями 740.50-360 или 740.51-320.

    Модель zf

    Трансмиссии ZF включают в свой модельный ряд несколько разновидностей коробок передач:

    • ZF-6S1000 (механика на 16 ступеней);
    • ZF-9S109 (девятиступенчатая механическая коробка по устройству выглядит как 161 модель, оснащенная дополнительной пониженной скоростью);
    • ZF-9S1310 (механическая «девятиступка»);
    • ZF-16S151 (шестнадцати ступенчатая коробка, включающая в себя восьмиступенчатый агрегат и двухступенчатый демультипликатор).

    Данные КПП могут использоваться на:

    • 44108;
    • 65115;
    • 43114;
    • 43118;
    • 6520;
    • 6460;
    • 6522;
    • 65225;
    • 65117;
    • 5490 и др.

    На подъеме

    Особенности управления коробкой передач КамАЗ на подъеме:

    • езда в гору должна осуществляться на повышенной передаче;
    • переключаться с первой скорости на вторую нужно выжав два раза педаль сцепления;
    • при выполнении маневра нужно одновременно выжать газ и педаль подачи топлива;
    • при движении на подъеме нельзя сбрасывать обороты двигателя меньше, чем на 2 тысячи в минуту (в противном случае мотор заглушится).

    На спуске

    Правила управления трансмиссией КамАЗ при движении на спуске:

    1. При езде на спуске не допускается глушение двигателя, поскольку остановка силового агрегата станет причиной блокировки гидроусилителя рулевого управления.
    2. Во время движения на спуске не допускается выключение системы дополнительного торможения. Также нельзя выжимать педаль сцепления до упора.

    Современные автомобили КамАЗ оборудуются тормозной системой с двойным усилием, соответственно, помимо торможения двигателем, используется дополнительный узел остановки силового агрегата. Если движение на спуске осуществляется со включенным вспомогательным торможением, то выключение сцепления и переключение передач не допускаются.

    Обледенелые участки

    Особенности управления автомобилем КамАЗ по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия:

    1. Передвижение по гололеду на машине должно осуществляться с максимально допустимым запасом скорости и хода. Соблюдение этого нюанса позволит избежать дорожно-транспортного происшествия при аварийной ситуации.
    2. При выполнении торможения необходимо использовать активную дополнительную систему остановки силового агрегата.
    3. Если во время движения произошла аварийная ситуация, нужно остановить колеса прицепа. В противном случае возможен занос авто.
    4. Торможение двигателем допускается в исключительных случаях, поскольку это становится причиной быстрого износа элементов мотора. Но в экстренных ситуациях такой маневр позволит снизить протяженность тормозного пути.
    5. При выполнении торможения нельзя допустить проскальзывания колеса. Для этого рекомендуется вовремя активировать пониженную передачу, поскольку она снизит обороты коленчатого вала мотора.
    Предлагаем ознакомиться  Рейтинг летних износостойких легковых шин

    Ошибки и рекомендации при эксплуатации кпп

    Подробнее об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации коробки переменных передач КамАЗ:

    1. При включении передачи нужно выжать до упора педаль сцепления. Если системно не выполнять это правило, то синхронизаторы коробки передач износятся быстрее.
    2. Не допускается переключение с повышенной скорости на пониженную. В частности, переходить с пятой—восьмой передач на первую — четвертую при скорости езды более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор демультипликатора быстро выйдет из строя.
    3. Если надо перейти с повышенной передачи на пониженную, то действовать необходимо последовательно, то есть перескакивать нельзя. В случае с переходом с пониженной на повышенную такое переключение возможно.
    4. Не рекомендуется полностью обхватывать селектор трансмиссии, переходя из одного диапазона передач на другой. Процедуру переключения рекомендуется выполнять открытой ладонью. Усилие, которое возлагается на рычаг, может сбить регулировку и быстрее вывести из строя селектор.
    5. Если необходимо переключиться из нейтрального первого положения во второе, то действовать необходимо легким ударом открытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление включать не нужно. Таким образом производится переключение демультипликатора.
    6. При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага в левую и правую стороны для поиска «нейтрали». На трансмиссиях КамАЗ имеются крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на пониженном диапазоне и между 5 и 6 на повышенном.
    7. Не допускается езда накатом под уклон. Масляный насос коробки передач во время езды вращается от перемещения первичного вала КПП. Если транспортное средство двигается накатом, то силовой агрегат работает на холостых оборотах, а насосное устройство — на пониженных. В результате образующееся давление недостаточно для качественной обработки подшипников смазочным веществом. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и выходят из строя в результате износа.
    8. Буксировка автомобиля в случае подключения карданного вала трансмиссии на ведущий мост или раздаточное устройство не допускается. Если не соблюдать это правило, то масляный насос агрегата быстрее изнашивается из-за нехватки смазки.
    9. При пуске силового агрегата методом буксировки возможно применение только передач в повышенном диапазоне.
    10. После остановки двигателя и перед тем как оставить машину на стоянке, нужно перевести рычаг коробки в положение нейтрали.
    11. Включение заднего хода допускается после полной остановки транспортного средства и снижении холостого хода до минимальных оборотов. Активация должна производиться через десять секунд после выключения сцепления.
    12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, то единственный вариант решить проблему — двигаться на второй скорости и высоких оборотах.

    Правила переключения в разных условиях

    Водитель должен знать, как для контроля транспортного средства переключить скорости:

    • на подъеме;
    • двигаясь на спуске;
    • передвигаясь по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия;
    • при заносе.

    Схемы устройства коробок передач

    На машинах КамАЗ сегодня используются следующие коробки передач:

    • модель 14;
    • трансмиссии модели 15;
    • КПП 161;
    • трансмиссии ZF, выпущенные в Германии.

    Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз 14 модели

    Модель 1 скорость 2 скорость 3 скорость 4 скорость 5 скорость R
    Модель 141 5,62 2,89 1,64 1,00 0,724 5,30
    Модель 142 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02
    Модель 144 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38

    Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз 16 модели

    Модель 1 скорость 2 скорость 3 скорость 4 скорость 5 скорость 6 скорость 7 скорость 8 скорость R
    Модель 161 8,39 5,50 3,93 2,87 2,12 1,40 1,00 0,73 11,01

    Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз модели zf

    Модель 1 скорость 2 скорость 3 скорость 4 скорость 5 скорость 6 скорость 7 скорость 8 скорость 9 скорость R
    ZF-6S1000 10,24 6,576 4,78 3,531 2,61 1,86 1,35 1,0 0,74 9,44
    ZF-9S109 6,75 3,60 2,12 1,39 1,00 0,78 6,06
    ZF-9S1310 Повышенная 13,80 9,59 6,81 4,58 3,021 2,09 1,49 1,00 13,17
    Пониженная 11,55 8,02 5,70 3,84 2,52 1,75 1,24 0,84 11,03
    ZF-16S151 9,48 6,58 4,68 3,48 2,62 1,89 1,35 1,00 0,75 8,97
    Предлагаем ознакомиться  Что означают значки на панели приборов — подробная расшифровка всех символов и лампочек

    Талица: передаточные отношения коробок передач камаз 15 модели

    Модель 1 скорость 2 скорость 3 скорость 4 скорость 5 скорость R
    Модель 152 Повышенная 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
    Пониженная 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,38
    Модель 154 Повышенная 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
    Пониженная 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,38

    Управление на оледенелой дороге

    Особенность езды по оледенелым маршрутам – использование цепей на колёсах машины. Меры позволят увеличить коэффициент сцепления с дорогой.

    • Соблюдайте дистанцию, оставляйте место для манёвра;
    • При торможении, пользуйтесь вспомогательной системой торможения;
    • Помните, экстренное торможение на КамАЗ ведёт к блокировке колёс прицепа.

    Экстренное торможение использовать не желательно, поскольку это приведёт к заносу и неконтролируемому движению. При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

    Экономичный режим управления:

    Условия трассы Что следует делать
    В случае разгона по ровной горизонтальной трассе. Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
    При быстром движении по скоростной магистрали. Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
    В случае плохих дорожных условий или подъема вверх. Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
    При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию. Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

    Эксплуатация автомобилей камаз 65115

    Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

    Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

    Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

    Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа.

    Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

    Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

    При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

    Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

    При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

    Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания.

    Оцените статью
    Автозвук
    Adblock detector